Живопись нижегородской художницы Наталии Панковой - явление весьма необычное для нынешней российской творческой ситуации. В период, когда усиливаются настроения апатии и усталости, все большее место занимает смакование «чернухи», в ее искусстве заявлена интонация праздничности. Воплощаемая в порывистом движении живописных масс, энергии силуэтов, а главное в яркой звучности колорита, она бескомпромиссно противостоит повседневности, радует и окрыляет. Это нечто совсем иное, чем скептическое перебирание смутных образов прошлого и брутальных сцен настоящего, так часто выставленное на показ в галереях и залах разных рангов. На нынешнем сложном историческом рубеже, переходном и во многом не проясненном, Панкова высказывает себя сторонником романтического и артистического искусства. С этим связаны основные мотивы ее живописи - экзотический пейзаж, костюмированный портрет, изображение путешествующих, пирующих, гуляющих, празднично одетых людей. Художница вовлекает нас в яркий и возвышенный мир, помогая оторваться от забот, вспомнить о человеческой вольности, о том, что есть на свете гордость и красота, о мире, где встречается мечта и ее естественное воплощение.

В разной мере участвуя в борениях века, напряженно ожидая счастливых перемен, мы как-то забыли о естественности природы, красоте женских лиц в обрамлении больших шляп, фантазийность нарядов, изысканности стоящих на столе букетов, особом аристократизме южных деревьев и неправдоподобно голубом пространстве неба. Панкова напоминает нам об этом раскованно, темпераментно заполняя поле картины движением разнонаправленных мазков, столкновением цветовых плоскостей, вторжением однотонных по колориту форм, создающих необходимые паузы в этом поразительном коловращении. Вместе с тем, укрупнение человеческих и природных доминант сообщает изображению необходимый масштаб, позволяет прочесть его как художественную целостность. Все это определяет действенность картинных решений Панковой, устойчивость и импульсивность сосуществуют в них сложной гармонией. Именно в этой сложности отношений, противоположности больших и малых величин, а не упрощенной стилизации, рождается полное активного романтического смысла сцепление.

Искания нижегородской художницы - редкий случай, когда живопись, которую принято называть декоративной, содержит в себе концепцию человека и мира, удовлетворяющую потребность человека наших дней в эмоциональном, активном и изысканным по своим формам искусстве.

Доктор искусствоведения, профессор И. Светлов. 1999. Москва